Президент озвучил уровень в 4100 грн для следующего года. В то же время конкретной даты повышения он не указал. Правда, уточнил, что принять решение о повышении минималки можно будет, «проанализировав итоги полугодия или трех кварталов». Основанием для этого президент назвал «улучшение инвестиционного климата и поступлений в бюджет».
Нынешний проект госбюджета на 2018 год предусматривает увеличение минималки с 1 января до 3723 грн (уровень, согласованный ранее). Согласно бюджетной резолюции на 2018-2020 годы, которую Кабмин утвердил еще в июне, с 2019 года минимальная зарплата должна повыситься до 4173 грн — то есть до уровня, очень близкого к тому, который озвучил президент. С 2020 года минимальная зарплата должна составлять уже 4425 грн. Имел ли в виду Порошенко, что повышение минималки состоится уже с 1 января, или это касается более позднего периода, не совсем понятно.
Эксперты сходятся во мнении, что любое административное повышение зарплат не является позитивным. Особенно тогда, когда это происходит за год до выборов. И особенно, когда это анонсируется «под елочку» — то есть так, что бизнес в авральном порядке вынужден перекраивать свои финансовые планы на следующий год.
Для экономики Украины в целом новое повышение снова будет означать еще больший рост цен — эксперты прогнозируют, что инфляция может ускориться в пределах плюс 1% до ожидаемого уровня. Планы политического руководства добвят хлопот Национальному банку, который поставил своей главной целью удержание инфляции в рамках определенных границ. Напомним, что НБУ оценивал эффект от предыдущего повышения минималки в дополнительные 2-2,5 процентных пункта к инфляции текущего года.
НВ Бизнес поинтересовался у экспертов, как анонсированное повышение минимальной зарплаты скажется на украинцах и какие будут последствия для экономики.
Алексей Блинов, главный экономист Альфа-Банка Украина
Объявленное повышение до 4100 грн, в отличие от предыдущего (в 2 раза, до 3200 грн), не такое уж и большое, потому что составляет менее 30%. То есть уровень в 3723 грн, который давно планировался с 1 января, — это поднятие на 16%, а анонсированная президентом новая планка — это +28% к нынешнему уровню.
Конечно, лучшим вариантом был бы подход, когда экономика растет и именно это дает возможность наращивать зарплаты, чем постоянно «двигать» уровень минимальной зарплаты.
Прежде всего, повышение будет иметь небольшой отрицательный эффект на инфляцию — дополнительно в пределах 1%. Это довольно существенно, особенно учитывая то, что Национальный банк своей целью ставит достижение инфляции менее 10% и борется за каждый процент. Например, в этом году мы получим почти 14%, в том числе из-за эффекта удвоения минимальной зарплаты с начала 2017 года.
С новым заявлением президента имеем определенный шаг назад в плане долго/среднесрочного бюджетного планирования, — когда минимальную зарплату снова согласовываем в декабре, хотя летом был утвержден трехлетний график ее повышения.
Фактически, такие заявления означают для Министерства финансов необходимость снова пересматривать бюджет на 2018 год меньше чем за месяц до начала финансового года. Это, конечно же, увеличивает расходную часть. Частному сектору также придется корректировать планы.
Между тем большее повышение МЗП может облегчить принятие всего закона о государственном бюджете в парламенте. К сожалению, голосование за повышение социальных стандартов за счет налогоплательщиков по-прежнему происходит активнее, чем поддержка макрофинансовой стабильности или настоящих реформ.
Елена Белан, главный экономист Dragon Capital
Любое повышение минимальной зарплаты должно происходить параллельно с повышением производительности труда. Быстрое повышение минимальной зарплаты создает дополнительное бремя для предприятий, особенно для небольших предприятий в регионах. Для них это увеличивает затраты на производство, и, как результат, — снижает их конкурентоспособность. Конечно, эти расходы они пытаются переложить на потребителей, что способствует инфляции.
К таким вопросам нужно относиться осторожно и просчитывать последствия. В частности, не исключено, что из-за негативного влияния такого решения на инфляционные ожидания Нацбанка, нужно будет отложить то ослабление монетарной политики, которое регулятор хотел осуществить уже в середине следующего года. То есть ожидаемое снижение ставок не будет происходить, или будет происходить гораздо позже. При этом наихудший вариант — когда НБУ придется еще раз повышать свою учетную ставку. Из-за чего, конечно, будут расти и ставки в экономике.
Думаю, что с приближением выборов подобных намерений мы будем слышать все больше и больше. Будут попытки и инициативы повысить пенсии, социальные стандарты и выплаты. Для экономики неоправданное повышение социальных расходов создает дополнительные риски, ведь возникают вопросы, как сможет их выдерживать госбюджет.
Татьяна Пашкина, HR-эксперт сайта по поиску возможностей rabota.ua
Когда впервые поднимали минималку, никто работодателю в карман не смотрел и не спрашивал, может ли он это сделать. Всех административно «подтянули за уши». Сейчас, мне кажется, происходит та же ситуация: организации, которые уже забюджетировали определенные средства, вынуждены будут снова их перекраивать, причем, весьма существенно. Вместе с тем, это повышение не будет уже таким критическим.
Например, в 2017 году, до почти двукратного повышения минималки, 57% опрошенных компаний отмечали, что у них было от 5% до 50% сотрудников, которые получали минимальную зарплату. Четверть опрошенных отмечали, что повышение МЗП действительно повлияло на их фонд оплаты труда. 9% пришлось оптимизировать персонал, то есть сократить.
Стоит признать, что в целом сегодня у бизнеса отношения с персоналом не являются партнерскими, и работодатели не всегда думают о том, чтобы платить своим сотрудникам большую финансовую помощь, которую могли бы.
Если бы такое административное повышение касалось только тех, кто работает на государство, и бизнес должен был бы подтягиваться за этим уровнем, чтобы не терять кадры, — это была бы другая ситуация. Но пока имеем обратное. Если бизнес понимает, что сверху есть «дядя», который указывает, какие деньги платить людям, то, мне кажется, о рыночной экономике мы можем забыть.
Работодатели действительно могли бы платить больше, однако они откладывают эти деньги «про запас», потому что не знают, что будет происходить в следующем году, какие будут законы, ограничения и тому подобное. Если бы была ясность на ближайшие 3-5 лет, бизнес мог бы лучше планировать, какие средства и куда можно направить.
Кроме того, пока нет никакой государственной инициативы, которая бы стимулировала, предоставляла преференции тем, кто поднимает уровень оплаты труда. Например, можно было бы одновременно сделать более прозрачными расходы по налогообложению и бизнес понимал бы, ради чего он поднимает зарплату и куда, на какие цели идут налоги.