Новости рынка

В Украине поменяют правила кассовой дисциплины


После отмены моратория на проверки бизнеса, который частично действовал в 2015-2016 годах, налоговики принялись массово проверять кассовую дисциплину на предприятиях.

Формально контролеры не нарушают нормы закона. Однако, как утверждает руководитель Киевского центра поддержки и развития бизнеса Дмитрий Гарный, правовая база в этой сфере сильно устарела и содержит требования, которые давно не соответствуют реальным бизнес-процессам.

В результате, установка РРО на предприятии стала равнозначна наложению штрафных санкций. Причем сами штрафы могут составлять от 100% до 500% суммы нарушения.

Налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская говорит, что предприятия стараются сразу договориться с проверяющими. Уже сформировалась практика согласования безболезненной суммы наказания, которая будет отражена в акте проверки (как правило, это примерно 7 тыс. грн). Взамен предприятие обязуется уплатить штраф без обжалования. Это устраивает налоговиков, которые говорят, что проверки должны быть результативными. Разумеется, не обходится и без коррупционной составляющей.

Выходит, чтобы не попасть под проверку — не ставить РРО, игнорируя нормы закона. Потому и делится бизнес на десятки физлиц-предпринимателей, чтобы воспользоваться правом не ставить кассовые аппараты. Но уже и эту нишу государство постепенно пытается фискализировать.

Поэтому сейчас рабочая группа при Минфине пытается изменить существующую систему, отменив ненужные документы и упростив процедуры контроля. Со своей стороны, бизнес готовит предложения по вопросам, которые надо урегулировать в первую очередь.

Что предлагается


Прежде всего, предлагается ликвидировать бумажные формы документов и книг учета расчетных операций (КУРО) заменив их документами, созданными в электронном виде.

Во-вторых, устранить формальные ограничения работы с РРО и кассой, которые приводят к неадекватно большим штрафам, а также отменить сами штрафы в двух и пятикратном размере от суммы нарушения.

В-третьих, упростить технические требования работы с кассовыми аппаратами и ввести однозначные простые нормы работы с наличными, а также проведения других расчетных операций (карточные расчеты, интернет-расчеты и т.п.).

Порядок регистрации регистратора расчетных операций (РРО) удастся упростить в ближайшие два-три месяца, сообщил участник рабочей группы при Министерстве финансов Украины по вопросу применения РРО Андрей Панасюк.

Приказ Минфина №547, который регулирует порядок регистрации, пломбирования кассовых аппаратов частично упростят. Как сообщил UBR.ua директор департамента региональной сети финансовой компании ООО «Электрум Пеймент Систем» Игорь Дядюра, который также принимает участие в рабочей группе, речь идет о сокращении количества бумаг, необходимых для регистрации РРО. Например, компаниям не надо будет нести в ГФС договора как о покупке самого кассового аппарата, так и об аренде помещения, где он будет установлен.

«Если нужно зарегистрировать даже несколько сотен РРО, то все равно будет нужна только одна копия сервисного договора об их обслуживании, а не сотни, как сейчас», — объяснил UBR.ua Дядюра.

Он напомнил, что существующая процедура регистрации аппарата сложная и состоит из восьми шагов. А вот перевести этот процесс полностью в электронную форму потребует значительно большей подготовки и времени.

Например, по словам Александры Томашевской, отсутствие любой подписи или печати на кассовом ордере (приходном или расходном) считается нарушением и делает этот документ не действительным. Что дает налоговикам право считать, что деньги были, например, выданы без документов. И прибавить эти средства к виртуальным остаткам по кассе. И оштрафовать за эти виртуальные остатки в двукратном размере.

Причем эти штрафы фигурируют не в Налоговом кодексе, как можно было подумать и даже не в профильном законе об РРО (№265 от 6 июля 1995 года), а в указе президента №436 от 12 июня 1995 года, который по какой-то необъяснимой причине до сих пор действует.

Тоже самое касается и приходных кассовых ордеров. По закону надо в магазине в конце смены сдать Z-отчет, который РРО автоматически отправляет в ГФС в электронном виде. Но его надо распечатать, вклеить в книгу в одном разделе, а потом во втором разделе вписать реквизиты этого документа (двойная запись).

«Надо взять кассовую книгу, которая где-то в бухгалтерии, которая в шесть ушла домой, а магазин до 12 ночи работает. Надо сделать приходный кассовый ордер. Его никто не хочет заполнять. Идет сплошная фальсификация и все об этом знают», — заметила Томашевская.


По словам Дмитрия Гарного, формы этих документов у нас не менялись с 90-х годов, а по сути они почти ничем не отличаются от таких же кассовых документов 1960-1970 годов, когда боролись только с «расхитителями социалистической собственности».

Поэтому в Украине ломбарды работают не совсем в правовом поле, так как фискальный чек на выдачу денег — это по сути возвратный чек (как за возврат товара), потому что иное не предусмотрено в законе.

«Немало проблем также с возвратом денег за товар, который был оплачен частично картой и частично наличкой. Налоговики часто блефуют и пугают предприятия штрафом за то, что деньги покупателю вернули целиком на счет или выдали наличными. Мы проверяли — это не является нарушением закона, но четкости в этом вопросе нет», — говорит Александра Томашевская.

Как рассказал UBR.ua Андрей Панасюк, есть мнение, что РРО применяются только при наличных расчетах. По такой логике оплата по карте в супермаркете уже не требует применения кассовых аппаратов.

«Я не согласен с такой позицией и считаю, что регистрация расчетной операции — это учет товарно-денежной операции, то есть не только денег, но и товара (количество, наименование) и рассчитывается независимым от пользователя способом налог. Безналичные платежи — это не только оплата картой, в том числе в онлайн и платежные сервисы. Завтра легализуют Bitcoin, и продажа кефира за Bitcoin будет нуждаться в регистрации», — отметил Панасюк.

По его словам, необходимо отменять все документы, которые связаны с учетом ежедневного оборота как атавизма, оставшегося со времен, когда кассовые аппараты не могли передавать ГФС всю информацию в режиме онлайн.

Источник UBR